21.4.11

Феномен метакниги, или отчего бывает нечего читать

Люди читающие давно заметили следующий феномен: плодовитые авторы вызывают последовательно несколько затруднений, которые имеют несколько устоявшихся решений:

  • Сначала человек читающий узнает о том, что некоторый автор написал уже немало книг, по меньшей мере некоторые из которых достойны прочтения. Если эти книги не объединены самим автором (сюжетно, хронологически, методом ответвлений или как-нибудь ещё), то читатель теряется, будучи не в силах определиться с тем, с какой книги ему начать знакомство с творчеством писателя. Обычным решением тут является повышение информированности: читатель расспрашивает друзей, ползает по форумам, ищет сайты фанатов читателя и идёт в библиотеку, чтобы добрая старушка поведала ему, какую книгу этого автора читают больше всего (или, если разум его изощрён и праздно безделен, чтобы определить это по потрепанности обложки и отпечаткам пальцев на страницах). Если всё это не помогает, читатель полагается на волю случая и выбирает книгу случайно;
  • Теперь читатель имеет представление о том, каково одно произведение этого автора –его он принимает за образец его творчества. Будем отныне рассматривать случаи, в которых писатель так хорош, что хочется прочитать и другие его книги (при выборе того, какие именно, может возникнуть проблема из предыдущего пункта). Читатель знакомится с другими произведениями и сравнивает их с тем, которое прочитал первым (очевидно, результаты сравнения будут разными в зависимости от читателя и той книги, которую он прочитал первой). Теперь он имеет представление о феноменах более высокого порядка: стиле автора, его манере построения сюжета, характерных героях и оборотах речи, а иногда - и о свойственном именно этому автору количестве страниц в книге[1].
  • Наконец, все имеющиеся произведения избранного автора прочитаны - и тут в сознании читателя возникает то, что мы в этом посте будем называть метакнигой:

все эти произведения рассматриваются как один (иногда огромный) текст, который автор, в силу своей человеческой природы, всё это время писал, и теперь наконец выписал. Если автор - классик[2], то такое представление уместно, так как такой метакнигой является полное собрание его сочинений. Сложность же возникает в отношении живых писателей, которые готовят к выходу в свет своё очередное творение. Читатель, хотя бы и из арифметических соображений, понимает, что одно новое произведение этого автора вряд ли сможет сравниться с метакнигой, написанной им до этого[3]. Возникает дилемма: прочитать новую книгу, когда она выйдет, зная заранее, что удовольствие от неё будет кратко, а время ожидания следующей книги – много больше, или ждать значительное время, пока автор не напишет такое количество текста, которое можно будет рассматривать как вторую метакнигу, а затем её и читать.

Решение этой дилеммы должно существовать, и, скорее всего, не одно. Прошу указывать известные в комментариях.



[1] Например, увидев современную фантастическую книгу весом в 1 кг и толщиной в 900 с лишним страниц, знающий человек может утверждать, что её написал Neal Stephenson.

[2] Хороший классик – уже всё написавший классик

[3] Если же это случается, то автор признают мастером, а иногда и гением.

6 comments:

  1. Не в пользу второго варианта может быть малотиражность книги: в ожидании следующих массивов текста только что вышедшая книга может исчезнуть из доступных для добычи мест, и тогда придется ее добывать с привлечением б0льших ресурсов. Патч: добыть сразу, но читать потом, когда ожидаемый массив текста накопится в достаточном количестве.

    Не в пользу второго варианта может быть и неоднородность выдаваемых автором текстов (пример - "Жалобная книга" среди прочих фраевских), так что ожидаемой второй метакниги можно и не дождаться.

    Посему - первый вариант (читать сразу) видится более удачным.

    ReplyDelete
  2. можно, для цельности впечатлений, с появлением каждого нового кусочка перечитывать всё заново ;Р
    получится книга-факториал :) книга! то есть

    ReplyDelete
  3. Поддерживаю идею Пушки, будешь смеяцца - именно так я поступал с Поттером. Мне кажется, что и тут Пратчетт - пример для подражания: пока откопаешь и прочтешь новую книгу - он успеет написать еще одну!

    Кстати, интересно, что из других видов искусства, видится мне, к этой проблеме подбираются ближе всех лучшие видеоигры - перед тем, как проходить хл2, очень хотелось перепройти хл 1.

    с кино и музыкой все несколько иначе, как видится мне.

    Кстати - еще одно решение проблемы - проделать над собой ментальное усилие, чтобы считать как метатекст не то, что уже написано, а все, что когда-либо было и будет написано этим автором, и пестовать в себе чувство незавершенности паззла.

    ReplyDelete
    Replies
    1. чтобы пестовать это чувство, надо сначала с ним смириться, что не всегда хочется ;-Р

      Delete
  4. Мне кажется, что вторая часть дилеммы вообще не всегда реальна: ведь если предыдущие работы имеют некие взаимосвязи, позволяющие рассматривать их, как метакнигу, то и последующие, вероятно, будут иметь такие же взаимосвязи с предыдущими, и выделить их в отдельную метакнигу всё равно не получится, они - согласна с предыдущим оратором - скорее будут дополнять уже имеющуюся метакнигу, как кусочки паззла.

    Решением проблемы краткости удовольствия от новой книги и длительности ожидания следующей, возможно, является продление удовольствия за счёт обсуждения этой новой книги с другими людьми и какая-нибудь творческая деятельность на основе прочитанного (иллюстрирование, ролевые и т.п.). Правда, для этого нужны другие люди, столь же заинтересованные в творчестве данного автора ну и тоже прочитавшие данную книгу.
    Ну и перечитывать всё прежде написанное (особенно, если оно и задумано автором, как единый цикл) с выходом новой книги - тоже вариант, да :-) Тоже иногда так делаю...

    ReplyDelete
    Replies
    1. про перечитывание, метакнигу и, по большей части, книгу-факториал: особенность факториала математического в том, что он доставляет результат перемножения натуральных чисел, которые (как ни странно) все попарно различны.
      чтобы получить книгу-факториал, нужно прочитать все книги автора, который писал разные книги.
      из недавних обсуждений можно привести как контрпример Пелевина: из его текстов факториала не выйдет, ибо это всё одна и та же книга.
      PS
      признаю, что Пелевина можно привести как пример и контрпример практически везде, так что можно считать его великим читом литерататурного дискурса ;]

      Delete