4.8.09

Электротехника поэзии

Произведения и, шире, тексты вообще, наделённые определённой формой, принято считать поэтическими; к этой форме вполне применима, как видится, теория электромагнитных колебаний и, в частности, тока.
Если мы рассмотрим классическое стихтворение, то без особого труда найдём в нём начало и конец (а учёные мужи непременно отыщут и середину), которые зададут направление развития стихотворения.
Прочитав его, мы, рано или поздно, уясним его смысл. Этот момент - тонкий, но важный: смысл при этом будет передан от стихотворения нам.
Закономерно возникает ассоциация с принципом действия проводником электрического тока, в котором ток распространяется из области с большим потенциалом в область с меньшим потенциалом поля.
Так же и смысл классического стиховторения распространяется от начала, где он неясен, к концу, нарастая до самого окончания, где может даже преподноситься мораль.


Современная (авангардная, абсурдисткая, психоделическая) поэзия строится совершенно иначе: от классического стихотворения остаётся лишь форма, эту форму наделяет смыслом* сам читатель; в результате, из-за особенностей формы и в зависимости от силы и глубины вложенного смысла, возникают те эффекты, которые активно изучались в ЭМ-теории и которые описываются в различных терминах читателями современной поэзии; важно, что и то, и другое необычно для первооткрывателей.
Стоит заметить, что распространение тока в проводнике порождает магнитное поле, оно - электрическое, и так сколь угодно долго.

Так же и распространение смысла в форме порождает информацию другого порядка, "смысл другой глубины", который, в свою очередь, приводит к новому выразимому смыслу - так же сколь угодно долго, пока не устанет читатель.

Остаётся добавить, что с литературой (линейная vs нелинейная) - ровно та же фигня.

_____

* "ибо в истине можно найти только то, что сам в нее вложишь. Но это не
так уж мало - в истине есть место для всего
. " М. Павич, "Хазарский словарь"

No comments:

Post a Comment