30.12.08

Суфизм и кофе


Однажды богатый и знатный султан аль-Шалим пришел к известному суфию по имени Ибн аль-Джезви, и молвил так:
- Благослови тебя Аллах, о, мудрейший, я пришел к тебе за советом. Долго я правил страной, да благословит Аллах мой народ и мои земли, и за это время собрал весьма внушительный гарем. Но стар я стал, и старость берет свое, и - увы - теперь все реже и реже я наведываюсь туда. Поэтому спрашиваю тебя, о, мудрейший, знаешь ли ты способ вернуть былые дни?
Суфий внимательно посмотрел на султана, помолчал минуту, и сказал ему:
- Есть такой способ.
Слегка кивнув аль-Шалиму, чтобы тот подождал его, мудрец удалился вглубь своей хижины. Вернулся он с небольшой металлической коробочкой, примерно в пол ладони по всем трем сторонам, и молча вручил её правителю.
- Чего ты хочешь взамен? - поинтересовался обрадовавшийся аль-Шалим.
- Я буду просить награды, только если мое средство поможет тебе. Так что ступай и испробуй его, да благословит тебя Аллах.

По прибытии во дворец султан сразу же отправился в свои покои и открыл заветную коробочку. Заглянув в неё, аль-Шалим увидел всего-навсего знакомые с детства каждому восточному человеку кофейные зерна. Султан пришел в такую ярость, что уже хотел послать стражу схватить обманщика, и подвергнуть страшным пыткам, но тут он обнаружил под крышкой свернутую бумажку, и, развернув её, прочел начертанную искусной рукой арабскую вязь: " Ищи необычное в обыденном "
Чистота линий и изящество мысли поразили правителя, и он стал читать дальше. А дальше рассказывалось, как надлежало приготовить напиток, чтобы он подействовал, а именно, варить кофе ровно столько, сколько читается 52-я сура - "Ат-Тур" , и, дочитав её, сразу же кофе выпить.
Так аль-Шалим и поступил. И едва только начала остывать опустевшая его чаша, как он вскочил, и со словами "Слава Аллаху!" помчался по направлению к гарему.

Наутро довольный султан, в хорошем расположении духа, вновь пришел к суфию, и радостно произнес такую речь:
- О, блаженный Ибн аль-Джезви, твоя поистине неисчерпаемая мудрость - Аллах тому свидетель - смогла победить мою старость и подарила мне еще много лет счастливого правления, которые, несомненно, принесут моему народу новые блага. Поэтому можешь просить у меня за это, что пожелаешь, ибо я выполню любую твою просьбу!
Суфий хитро прищурился и молвил так:
- Всем известно, о, почтеннейший аль-Шалим, что мудрость, к которой стремятся суфии, заключается в познании истинных благ. Но не всем известно, о светлейший, что, поистине, блага часто принадлежат тем, кому они в тягость, и ещё чаще нет их у тех, кому они в радость.
Поэтому, о, щедрейший, поведав тебе эту мудрость, многого я не попрошу. А попрошу я всего-навсего твой гарем.
Тут султан побледнел, но развернулся, и с достоинством ушел.

А Ибн аль-Джезви вернулся в хижину, и с блаженной улыбкой оглядел свою дюжину мешков кофе. Потому что истинный суфий всегда знает кратчайший путь к райским кущам...

No comments:

Post a Comment