2.4.09

Victory

Янош* прошёлся по комнате, вздохнул, сел за стол и начал перечитывать письмо отца - Фаркаш не пожалел выражений:
"
Ты не должен пытаться одолеть теорию параллельных линий; я знаю этот путь, я проделал его до конца, я прожил эту бесконечную ночь и весь свет, всю радость в моей жизни я там похоронил. Молю тебя, оставь в покое учение о параллельных линиях; ты должен страшиться его, как чувственных увлечений; оно лишит тебя здорвоья, досуга, покоя, оно погубит счастье твоей жизни.
Этот глубокий, бездонный мрак может поглотить тысячу таких гигантов, как Ньютон; никогда на земле не будет света, и никогда бедный род человеческий не достигнет совершенной истины, не достигнет её и в геометрии; это ужасная вечная рана в моей душе; да хранит тебя бог о этого увлечения, которое так сильно овладело тобой.
Оно лишит тебя радости не только в геометрии,но и во всей земной жизни. Я готов был сделаться мучеником этой истины, чтобы только подарить человечеству геометрию,очищенную от этого пятна; я проделал гигантскую, тяжелейшую работу; я достиг гораздо большего, чем то, что было получено до меня, но совершенного удовлетворения не получил.
Учись на моем примере; из-за того, что я хотел постичь теорию параллельных линий, я остался безвестным. Это отняло у меня всю мою кровь, всё моё время. Здесь зарыт корень всех моих последующих ошибок.
Если бы я мог открыть загадку параллельных линий, пусть об этом никто бы не узнал, я стал бы ангелом...
Непостижимо, что в геометрии существует эта непобеждённая темнота, этот вечный мрак, туча, пятно на девственной, нетронутой истине...Дальше геркулесовы столпы; ни шагу
дальше, или ты погибнешь!
"
С тяжёлым сердцем Янош отложил письмо в сторону: наставления отца и пример его жизни недвусмысленно говорили, что он взялся за опасную тему.
Но правая рука сама собой обмакнула перо в чернильницу и начала писать, создавая странный новый мир.
На левой вытягивались из сжатого кулака средний и указательный пальцы...

___

* для справки: Янош

No comments:

Post a Comment