посвящается Паше, Гале и Шерману
Василий Никитич обмакнул перо в чернильницу и, выведя заглавную букву в начале параграфа, продолжил записывать 4-ую главу первого тома своей "Истории Российской", памятуя всё же о старом Мельхиседеке. Легенды о Скифе и Словене уже были изложены, и пора было писать о Гостомысле.
Люди же, терпевшие тяготу великую от варяг, послали к Буривою, испросить у него сына Гостомысла, чтобы княжил в Великом граде. И когда Гостомысл принял власть, тотчас варягов что были каких избили, каких изгнали, и дань варягам отказался платить, и, пойдя на них, победили, и град во имя старшего сына своего Выбора при море построил (20), заключил с варягами мир, и стала тишина по всей земле.
20. Выбор град. По обстоятельству разуметь должно Выборг, только оного нигде в русской истории до 15 века не упоминается. По истории шведской указывают, что в 14 веке построен и от имени Вибург их языка полагают. Еще есть град Выбор в пределе Псковском на реке Сороти от Пскова к Лукам Великим по пути 90 верст. Иоаким же, может, это говорит о Выборге, который после построения разорен был, а после на том же месте построен и оное древнее название возобновлено, ибо мы многие примеры имеем, что древних разоренных градов пустые места имена сохраняют.
"Что за чепуху написал!" - обругал самого себя Василий, и, перевернув страницу, решил записать совсем новую версию, неслыханную, но оттого казавшуюся ещё более правдоподобной:
тотчас варягов что были каких избили, каких изгнали, и когда тех варягов изгоняли, обратился к ним Гостомысл, и говорил им, "Вы бы, что ли, у нас тут остались, хоть и враги, а люди, ежели глубже смотреть, наверное добрые, незлобливые.
Вы бы, например, свои дома строили, рядом с нашими, и мы бы к вам мёд носили, вы бы к нам - медовуху", и долго ещё речами такими варягов обратно зазывал, но малая толика вернулась, город же с тех пор так и называли, Выбыг, иначе же Выборг.