13.7.09

Зонтик в истории, часть III - Средневековье и возрождение.

3.1. История Христианства и Патристика

Шляпы святых прелатов сделаны по образу и подобию зонтика христа, по этой же причине папа до сих пор путешествует с зонтиком.


Также, если обратится к символам монархии, то окажется, что скипетр - это трость, а держава - уменьшенная и скруглённая ткань на зонтике.
Корона - тоже уменьшенный зонтик, избавленный от не очень удобной ручки и носимый непосредственно на том месте, которое он призван защищать.

Вообще говоря, христианство всюду стремится изобразить символ зонтика, и если составить карту ранне-имперских времён, она, пусть и в искажённом виде, будет напоминать зонтик со спицами, сходящимися в одной точке. Отсюда поговорка о том, что "все дороги ведут в Рим"7.

Ватикан, будучи осью зонтика, является, de facto, отдельным элеменом - государством;
поэтому папа, наместник бога на земле и нижнее основаниее божественного зонтика, находится именно там.

Политически, можно даже сказать, что пока была едина римская империя, её покрывал один зонтик, но при делении на восточную и западную он порвался - с этого момента и начались беды. Символически8 это отражено в двуглавости римского орла.


3.1.1. Иконопись

На самом деле, в иконописи отражён обсуждаемый здесь факт, но его очевидная интерпретация ускользала от народов веками - вокруг голов всех святых нарисованы светящиеся зонтики.
Нимб, - видимо производное от староивритского "зонтик": нимб, от латинского nimbus, от греческого перевода арамейского n'mah'b - что в итоге означает просто "облако". Таким образом, нимб - это защита от того, что льётся из облаков (об этом - в п. 3.2.).


3.2. Христианский Мистицизм

Раннехристианские секты, в особенности гностики, уделяли особое внимание зонтику; у них находм такие высказывания, как
"зонтик, увиденный вечером, и зонтик, описанный в списке вещей, увиденных вечером - это уже два разных зонтика";
"разница между двумя зонтиками может быть гораздо больше разницы между зонтиком и не-зонтиком";
и даже "Бог дал человеку язык и разум, сон и письменность, чтобы возвысить его над животными, но с помощью страстей, греха, и памяти, бороды и зонтика отдалили его от ангелов" [12]

Более того, раннехристианский символ, крест в круге, является схемой зонтика;
в таком виде он сохранился в кельтских странах, в особенности в Северной Ирландии, где почти весь год идёт дождь.

С точки зрения христианского мистицизма, можно сказать, что зонтик защищает от лукавого (по народным интерпретациямЕванеглия [13]) : с тех пор, как войско ангелов под руководство Люцифера9 упало с неба, они постоянно пытаются вернутся, и выбирают старый, проверенный способ - воспарение.
Но у самой границы неба привратник Рая, апостол Пётр, гонит их метлой, и они падают обратно - люди на земле воспринимают это как дождь.
В частности, по этой причине зонтик принято держать на правом плече, чтобы закрывать и себя, и ангела-хранителя.

Теологический спор 10 о том, сколько ангелов может уместиться на конце иглы 11 есть последующее развитие изначального спор о геометрии идеального зонтика.

Крылья, которые ранняя и средневековая ангелологии приписывают ангелам, есть просто соответствующей формы зонтики, на которых они летали по небу, поддерживаемые Божьим Промыслом, как ветром. это подтверждается тем, что чем блжие ангелы к богу, тем больше они по форме напоминают зонтик, а именно, херувимы, в отличие от ангелов и архангелов, шестикрылы [14].


3.2.1 Символогическая экзегетика

Зонтик настолько священен, что древние евреи не решались его изображать - поэтому в иврите нет букв, похожих на зонтик.
Известное "י-ה-ו-ה" могло означать вовсе не "яхве", так как само написание похоже на изображение людей, прячущихся под округлыми навесами.
По-своему восприняли эту концепцию греки, которые называли это имя τετραγράμματον, тогда как четыре -необходимое количество частей у крепкого зонтика.
Если разбирать латинское написание более детально, можно заметить, что ромейское J напоминает ручку зонтика, Q - зонтик сверху, а М - зонтик с боку.

Христианские таинства на свой манер воплощают идею воды и спасительного зонтика:
купание во время таинства крещения - это единственный раз, когда правоверный христианин может позволить себе настолько промокнуть. Миропомазание есть символическое укрепление зонтика, наделяющее его водооталкивающими свойствами.
Использующееся при богосулжении кадило похоже на перевернутый зонтик, и носится примерно также.
Просфора, символизирующая плоть Христа в таинстве Евхаристии - также округла.

В дальнейшем средневековая традиция указывает нам на символ фортуны - колесо, которе, при более тащетльном рассмотрении, оказывается видом на зонтик сбоку -
то есть фортуна подобна погоде - отсюда множество параллелей между выражениями об удаче и о погоде.

Превращении Христом воды в вино символизирует само предназначение зонтика - превращение льющейся сверху воды во что-то другое, более приятное и безопасное, в некотором смысле даже и способность контроля над водой - отсюда и хождение по воде в Новом Завете.


3.3. Архитектура

Формы куполов церквей и храмов - просто воспроизведение формы зонтика в камне.
Это объясняет, почему отличаются еропейские, русские и арабские купола, а
также то, почему арабы строят минареты, символизирующие сложенные зонтики- в их засушливых странах почти никогда не идёт серьёзный дождь12
Исключение, пожалуй, составляют те арабы, которые пришли в Испанию,положив начало так называемому "мавританскому стилю".
Ячеистый зонтик римлян отражал политеистическую струкутру их верований - отсюда и форма крыш греко-римских храмов.

А на руси зонтики были травяные и деревянные13, поэтому в культурном слое они не сохранились. Следственно, купола также были деревянные и узкие.

Купола (и шпили) готических соборов тоже полусложенные зонтики с острыми, ярко выраженными краями: готика - это возвышенное понимание культа зонтика14.


3.4. Искусство и живопись

Икона "Мадонна с младенцем" наглядно объясняет и показывает нам, как нужно держать зонтик, чтобы он покрывал наибольшую площадь, с учётом ветров и дождей Средиземноморья.

"Тайная Вечеря" Леонардо изначально изображала апостолов с зонтиками:
как явствует из картины, апостолы нарисованны группами - потому, чтобы поместиться под четырьмя зонтиками (вечеря происходила на улице).
Однако поскольку фреска должна была распологаться в помещении, зонтики пришлось убрать.


Но в память об этой детали во время еды на улице - по меньшей мере, в Европе - до сих пор ставят большие зонтики над столами. Этот же случай налагает запрет на раскрытие зонтиков в помещениях.
Апофеозом конструкции зонтика является как раз момент, запечатлённый в "тайной вечере" - количество апостолов символизирует количество спиц у зонтика, достаточного крепкого, но не слишком тяжёлого.
Иуда же символизирует собой лишнюю спицу, нарушавшую симметрию зонтика, поэтому его и выгнали. Он, естественно, расстроился и потом всю жизнь мучился [15]

Леонардо, меж тем, не только нарисовал исходную вечерю с зонтиками, но также и знаменитого vetruvian man'а - схему, поясняющую отношение размеров тела человека и размеров должного защищать его зонтика. Он же пытался изобрести вращающийся зонтик, но не преуспел.








3.5. Музыка

На самом деле, уже упомянутая тоска арабов по несбыточному дождю отлично отражена и в их музыке, под которую не так скучно ждать, и в строении их музыкальных инструментов: тамбурин и уд формой напоминают зонтики. Даже арабская письменность подобна следам конца зонтика на песке.
Колокола, которые украшают христианские соборы, являются переработанными в металле зонтиками - поэтому же у арабов нет колоколов: у них не было зонтиков.
Звон колокола означает либо то, что удалось избежать очередного несчастья, либо то, что она скоро прольётся15.
_______________________________
7 - хотя на самом деле все дороги для понимающих того времени вели в Ватикан
8 - геральдически: геральдика стала языком общения в средние века (да и остаётся им...)
9 - שָׂטָן‎
10 -в котором принимал участие всем известный И. Ньютон
11 - и сколько можно под идеальным зонтиком этих ангелов спрятать
12 - впрочем, на всё воля Аллаха
13 - строго говоря, берестяные
14 - хотя, по Шпенглеру, готика - символ раскрывающегося зонтика новой, осознающей себя западной цивилизации...
15 - "во дни торжеств и бед народных"

Источники:

12. высказывание приписывается Дионисию Ареопагиту и, по всей видимости, цитируется по его труду "о небесной иерархии", однако в тоне ощущается явственное влияние Аристотеля.

13. et ait illis videbam Satanan sicut fulgur de caelo cadentem (Evangelium Secundum Lucam 10:18)

14. Дионисий Ареопагит, "О небесной иерархии"

15. et proiectis argenteis in templo recessit et abiens laqueo se suspendit (Evangelium Secundum Matthaeum 27:5)

No comments:

Post a Comment