Из самого названия явствует, что плинтус (plintus, pl. plintae) — изобретение по-крайней мере времен древнего рима, хотя, возможно, и более раннее.
Плиний (Plinius) в своей Historia Naturalis пишет: "Plintus, animantium in eodem natura nullius prope partis contemplatione minore, divinum rebus est"[1]
Однако, упоминания о плинтусе встречаются еще у Геродота: "...Θα διασχίσουν τη Μεσόγειο θάλασσα, και είδα Πλιντος!"[2], что позволяет датировать плинтус 4-м веком до н.э., хотя археологических подтверждений тому не найдено.
В античной архитектуре плинтус был полноправной архитектурной деталью, наравне с капителью или фризом, а следовательно, существовали и различные плинтусы для каждого из ордеров. Дошедшая до нас форма, по всей видимости, является разновидностью дорического плинтуса. (Реконструкция же ионических и коринфских плинтусов представляется темой для отдельной работы.)
Возможно, это произошло потому, что в период упадка римской империи, в виду нехватки денег, плинтус перестал использоваться практически повсеместно, что и предрешило его забвение на целую эпоху, вплоть до неоклассицизма, но даже величайшие неоклассики не смогли восстановить плинтус в его былом разнобразии.
К сожалению, дойдя до наших дней, плинтус утратил все свои функции кроме декоративной, однако, есть свидетельства, что в языческих культурах с трехуровневым представлением о мире (напр. скандинавский Мидгард) плинтус являлся ничем иным, как нижней границей среднего мира, отделяя его от мира хтонического. Таким образом, выражение "ниже плинтуса" означает — в нижнем мире, "упасть ниже плинтуса" — попасть в нижний мир (напр. миф об Орфее).
К тому же, замкнутость плинтуса свидетельствует о его связи с алхимической концепцией бесконечности (Уроборос), а его продолговатая, вытянутая форма — аналог нитей судьбы из мифа о Норнах.
По сути своей, плинтус соединяет две перпендикулярные плоскости (что уже является большим достижением античной геометрии), тем самым символизируя разрешение конфликта, компромисс в диспуте, или даже синтез двух противоположных парадигм. Из этого следует, что плинтус был одним из наиболее востребованных инструментов древнегреческой философии.
Плинтус обеспечевает плавный переход вертикальной поверхности в горизонтальную, не делая между ними различий, что подразумевает, и делает незаметной, возможную смену координат, т.е. тот, у кого есть плинтус, менее подвержен последствиям глобальных перемен системы взглядов и ценностей, чем те, у кого его нет (возможно, именно поэтому Диоген Синопский, после того как Дельфийский Оракул посоветовал ему произвести переоценку ценностей, предпочел бочку, которая, по сути, является биполярным тороидальным плинтусом).
В любом случае, плинтус является идеальным объектом для упражнений как тела, так и ума (вообразите себе плинтус Мёбиуса), тем самым подтверждая концепцию эллинов о всестороннем развитии человека, и даже в наше время мы не должны забывать об этом чудесном изобретении предыдущих поколений.
____
[1] — Gaius Plinius Secundus, Historia Naturalis, Liber VII, p.1
[2] — Herodotus of Halicarnassus, The Histories, volume IV.
23.7.09
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
из этого текста, кстати, следует, что, если верить Шпенглеру, у египятн не было плинтусов, и это греко-ромейское изобретение.
ReplyDeleteболее того, можно предположить, что из-за несовершенной технологии плинутсы этрусков не служили своей цели, что и привело к повсеместному коллапсу их цивилизации в подвал.
в дальнейшем эта же идеологема была отражена в мифе Ибернийцев о сокрытом народе.