19.2.09

Скажите, как его зовут?

Тане, которая пишет кур-
совик по масс-медиа : )

Учится видеть вторые уровни произведений в эпоху постмодернизма – очень важно. А убедиться в этом можно на примере такой хорошо известной всем детской повести, как Золотой Ключик.
Сейчас я буду говорить о довольно очевидных вещах, о которых, тем не менее, сразу особо не задумываешься.

Дело в том, что Буратино – это образ современного потребителя массовой культуры. Да, именно – деревянная кукла! Которая, тем не менее, в свое свободное время, когда её не дергают за ниточки во имя очередного глобального представления, живет своей незамысловатой жизнью. Жизнью, где проданная в первом классе (а на самом деле, где-то в конце XX века) азбука – прямой путь на поле чудес в известной всем стране.
И вот, когда Буратино хочет есть, (хлеба и зрелищ, а как же) он находит нарисованный очаг, а это - не что иное как симулякр!
Так вот если попытаться проткнуть симулякр, что называется, собственным носом, то ничего хорошего, в общем то, не получится, наоборот – вылезает Шушара, которая является защитным механизмом Системы. Надо ли говорить, каким из них, или даже всеми сразу, читатель и так примерно понимает о чем речь.
Да и висит этот симулякр там неспроста, а выполняет очень важную функцию – прячет Дверь (то, что такая дверь на самом деле находится в подвале у каждого, в повести умалчивается, но оставим это на совести автора). А спрятать её очень важно, потому что само её существование уже вызывает некоторые вопросы даже в деревянной голове. Поэтому длинный нос, способный преодолеть толстую завесу симулякров оказывается в этом случае скорее плюсом, чем минусом, а его обладатель, отправляющийся на поиски ключика – “скорее жив, чем мертв”. Интересно что ключик находился у сильных мира сего, но вследствие продолжительной игры в куклы был ими потерян, потому что даже дергая за веревочки в итоге все равно попадаешь в мир симулякров.
Так что эта история совсем не о борьбе с опрессором, который в современном контексте почему-то напоминает арабского террориста (Карр Аббас), а о выходе за рамки, что как-бы невзначай выполняет и предыдущую задачу – право, какие уж тут веревочки…
Но, увы, в отличие от сказки, для этого нужно несколько больше, чем любопытный нос и золотой ключик.

4 comments:

  1. ценности, изображаемые симулякром нарисованного очага, старше ценностей окружающей Буратино эпохи.

    ReplyDelete
  2. И это доказывает, что пытаться сохранить их с помощью симулякров - бесполезно...

    ReplyDelete
  3. Anonymous3/3/09 00:45

    Чуваки, вы знаете, что я вас люблю? )))

    интересная штука получаеца - принцип четырех историй Борхеса получает эмпирическое подтверждение, мало этого - эта история в таком прочтении чуть ли не более релевантна, чем во время ее создания.

    ReplyDelete
  4. За то, как мы отжигаем! : )

    Да, пожалуй... еще успеем обсудить...

    ReplyDelete